Final Fantasy Vlll - Xlll » Final Fantasy X
Так уж повелось, что каждый обзор начинается со слов «эту игру ждали…». Ну что поделать, ведь серия Final Fantasy пользуется популярностью практически во всех странах. Final Fantasy X как и предыдущие части ждали все фанаты серии без исключения. Десятая часть стала первопроходцем в эпоху 128-битных приставок, а это влечет за собой глобальные изменения. Как всегда игра предстала во всей красоте своего жанра. Игра следует проверенной и обкатанной временем схеме. Масса превосходных видео-роликов, акцент на историю любви между главными героями (который стал так активно проявляться в последних частях серии), разнообразная музыка (OST к игре был написан тремя композиторами) и отличный дизайн персонажей, которым так прославился Тецуя Номура.
Но обо всем по порядку. Графика – в FF X нет статичных картинок, это означает, что на большинстве экранов при передвижении камера будет следовать за вами, меняя ракурс и продолжая показывать декорации. Персонажи не брезгуют полигонами, радуют своей мягкой и реалистичной анимацией, в заставках (тех, что на движке игры) присутсвует даже некое подобие синхронизации губ с произносимой речью. Живости персонажам в игровом процессе придает также анимация отдельных частей их моделей, например движения волос или подпрыгивающий при беге, капюшон Тидуса. И наконец-то - персонажи обзавелись голосом, что оживляет их куда сильнее, нежели все, вышеперечисленные элементы. Что несомненно расширяет эмоциональный спектр игрока, при прослушивании диалогов. Игра разрабатывалась той же командой, что трудилась над FF VIII и игра ориентирована на игроков любого класса, что и не удивительно, учитывая то, что Квадрат еще с седьмой части понял, что их брэнд Final Fantasy можно успешно и широкомасштабно продавать и за пределами Японии, о чем свидетельствуют изменения в их последних играх и собственно сам тираж. Последствия вы и сами можете лицезреть – отказ от аниме, которое не все приемлют, (произошедший еще в VIII части). Хотя само собой некоторые отголоски "анимешности" остались в виде образе самих персонажей. FF X как и прежде, неизменно следует традиции симбиоза технократии и магии. Что касается системы развития персонажей, то она снова претерпела определенные изменения, на этот раз куда более значительные. Из игры убрали привычную систему повышения уровней персонажа, заменив системой Sphere Grind. Суть системы в том, что после того как вы получите необходимое количество AP, ваш сферический уровень повысится на единицу, и вы тем самым сможете продвигаться по сетке Сфер далее и выучивать новые навыки.
Изменения коснулись и боев. Теперь они стали более динамичными, кроме того, во время хода, вы можете сменить активного персонажа на любого другого, (на того, кого нет непосредственно в вашей команде). Это связано с тем, что некоторых противников необходимо атаковать особыми приемами, например один персонаж силен против воздушных противников, другой против гигантов и т.д. Больше нет шкал накопления ходов, персонажи и враги совершают ходы постоянно, но по очереди в зависимости от их скорости. В связи с этим вверху экрана появилась линейка, показывающая кто за кем будет ходить, что позволяет продумать ходы наперед. Также изменена система призыва, которая впрочем почти всегда подвергалась мини-революциям. Призвать существ (Аэоны), как и в FF IX, может только один человек – Призыватель Юна. Но, что самое любопытное, призванный Аэон не спешит покидать поле боя и вы можете управлять им наравне со своими персонажами до самого конца битвы или гибели существа. У Аэонов теперь даже есть свои лимиты и именно в FF X их сила действительно способна кардинальным способом повернуть ход битвы в вашу пользу. Но при призыве существа, остальные персонажи покидают поле боя и при его гибели - возвращаются.

Теперь об игровом процессе в целом: Ваши действия в мире FF X весьма ограничены и бродить где хотите и когда хотите вам не позволят (это касается в первую очередь карты), вас как и прежде, будут старательно вести за ручку по сюжетной линии до самого конца. К счастью вы всегда можете вернуться на посещенные ранее территории, но лишь когда заполучите в свое распоряжение воздушный корабль. Кроме того, такое ограничение скрасили просто таки огромным количеством интересных мини-игр и секретов. Также хотелось бы отметить особый подход к игровых роликам и диалогами персонажей - все это теперь выглядит как качественно поставленный фильм, что усиливает атмосферу и погружение в историю.

Пару слов о сюжете: главный герой Тидус (Tidus), звезда блицбола (местная спортивная игра), в последствии нападения на его родной город мистического существа с именем Грех (Sin), покидая свой мир Занарканд (Zanarkand), перемещается в другой мир, который носит имя Спира (Spira). Где в попытках найти путь домой, встречается с девушкой Юной, которая является Призывателем. Тидус становиться ее телохранителем и сопровождает ее во время ее паломничества и поиска Аеонов, мистических существ, которые помогут им в решающей битве с Грехом. Во время этих путешествий вам предстоит посетить множество разнообразных территорий. Вот такая собственно у игры завязка.

Подводя итоги, хочется заметить один занимательный момент – Final Fantasy X, понравилась практически всем без исключения, раскола на два враждебных лагеря, какой мы могли наблюдать после выхода FF VIII не произошло. Игру полюбили как заядлые фанаты ранних частей сериала, так и все остальные, включая людей, которые раньше серию не любили. Рецепт такого успеха прост – игра достаточно качественного уровня во всем, начиная с сюжета, продолжая игровым процессом и заканчивая графикой. Если вы еще не видели игру по причине отсутствия приставки, советую начать копить на нее деньги, потому, что такое пропускать категорически нельзя. Из минусов пожалуй можно отметить однообразие игрового мира, - практически все локации стилизованы под гавайски-пляжный стиль и блистают разношерстными цветами.

Даты выхода и прочее

Япония 19.07.2001
США 18.12.2001
Европа 24.05.2002

Платформа: PlayStation II
Жанр: JRPG
Диски: 1 DVD
Издатель на PlayStation: Squaresoft
Актеры, озвучившие персонажей:
Tidus: Seiichi Morita (j) James Taylor (en)
Yuna: Mayuko Aoki (j) Hedy Burress (en)
Rikku: Marika Matsumoto (j) Tara Strong (en)
Kimahri: Katsume Chou (j) John DiMaggio (e)
Lulu: Rio Natsuke (j) Paula Tiso (eng)
Wakka: Kazuya Nakai (j) John DiMaggio (eng)
Auron: Hideo Ishikawa (j) Matt McKenzie (e)
   

Продюсер: Hironobu Sakaguchi.
Постановщик: Yoshinori Kitase.
Сценарий: Kazushige Nojima.
Главный программист: Ken Narita.
Дизайн персонажей: Tetsuya Nomura.
Главный художник: Yusuke Naora.
Режиссёр FMV: Hiroshi Kuwabara.
Композиторы: Nobuo Uematsu, Juniya Nakano, Masashi Hamauzu.

Различия версий

Отличия Японский и Американской версий FF10 International: International версия была выпущена только в Японии и Европе. В Японии у этого издания был дополнительный бонусный DVD, содержащий короткую главу, называющуюся "FFX: Another Story" созданную на движке FFX и с персонажами из игры. Также в европейской версии присутсвуют субтитры на языке той страны, где игра продавалась.


Abilites:
"Full Break" - сочетает в себе все Break Skill'ы. Одним ударом выносит Power, Magic, Mental, Armour. Стоит 99 МР.
"Quick Pockets" - использует какой-нибудь простой предмет (Potion, Phoenix Down и пр.), но затрачивает на это меньше времени, т.е. ваш ход после использования предмета наступает гораздо скорее.
"Pilfer Gil" - украсть деньги. Стоит 20 МР.
"Nab Gil" - украсть деньги и нанести урон противнику. Стоит 30 МР.
"Extract Power", "Extract Mana", "Extract Speed", "Extract Ability" - удар по врагу, гарантирующий трофей в виде соответствующей сферы. Все стоят 1 МР.

Weapon Abilities:
"Power Distil", "Distil Mana", "Distil Speed", "Distil Ability" - делает оружие "выбивателем сфер". Customize стоит 2 соответствующие сферы.

Armor Abilities:
"Ribbon" - защита ото всех статусов кроме Death и Curse. Customize стоит 99 Dark Matter.

Прочее:
"Quick Hit" имеет изменённые характеристики. Стоит 36 МР.
Проще удовлетворить запрос на Zanmato.
У босса Omega Weapon стало 999999 НР. Раньше было 99999.
Dark Aeon'ы и Penance. В *NTSC* их нет.
Для успеха команды "Bribe" требуется меньше денег, но больше удачи. И это приносит меньше предметов.
Oblivion (Anima Overdrive) наносит 16 отдельных ударов.
Delta Attack (Magus Sisters Overdrive) наносит 6 отдельных ударов.
Tornado (Auron Overdrive) наносит 2 отдельных удара.
Behemoth не делает "Meteor", если его "capture".
При быстром исполнении Attack Reels (Wakka Overdrive) происходит небольшое усиление.
Бонус Диск "Beyond Final Fantasy" поставляется только с Pal-версией.
Бонус Диск с "Another Story" (Трэйлер FFX-2) Только с NTSC-версией.

Материал подготовлен: Graph Vector